Чем отполировать пластиковые фары своими руками

Полировка фар кажется простой процедурой и часто предлагается как дополнительная услуга при мойке, химчистке или детейлинге. Однако важно учитывать возможные ошибки. Мы уже рассказывали, как выполнить полировку самостоятельно – процесс действительно несложный, но ошибки могут не только испортить результат, но и привести к помутнению или повреждению оптики. Поэтому важно знать, чем правильно полировать фары.
Суть проблемы
Современные автомобильные фары в подавляющем большинстве изготавливаются из пластика. Это имеет ряд преимуществ: пластик более доступен по цене, менее хрупок, безопасен в случае столкновений и позволяет создавать фары самых разнообразных форм. К тому же, он более устойчив к резким перепадам температур и сложным условиям эксплуатации, что особенно важно для галогенных фар, нагревающихся в процессе работы до сотен градусов. В отличие от стекла, пластик не треснет так легко при попадании на него холодной воды, например, из лужи.
Однако у такой оптики есть существенный недостаток: она легко подвержена царапинам. Кроме того, в отличие от стекла, активно разрушается под воздействием ультрафиолетового излучения и тепловой энергии от лампы.
Получить единичную глубокую царапину на фаре довольно сложно. Гораздо чаще встречаются многочисленные мелкие, которые образуются в процессе эксплуатации автомобиля из-за воздействия мелких твердых частиц, присутствующих в воздухе. Эти микротрещины приводят к помутнению фары, делая ее матовой и теряющей прозрачность. Кроме того, такой вид фар значительно ухудшает общий внешний вид автомобиля, придавая ему усталый и неухоженный вид.
Пожелтение фар
Пожелтение фар в основном связано не с выгоранием самого пластика, а с деградацией поликарбонатного лака, которым фары покрывают для защиты от абразивного воздействия (пескоструй) и ультрафиолетового излучения. Таким образом, помутнение чаще всего является следствием повреждения именно лакового покрытия, а не самого пластика, который нужно обновить.
По своей сути, эта процедура напоминает полировку кузова автомобиля: полируется верхний слой лакокрасочного покрытия.
Способы полировки фар
Существуют три основных способа полировки фар своими руками: ручной, механический и химический, последний из которых набирает популярность. Ручной метод не требует специального оборудования и доступен любому домашнему мастеру, всем, кто обладает достаточным временем, терпением и физической силой.
Механическая полировка предполагает использование хотя бы дрели, а химическая – определенных специальных инструментов и расходных материалов и средств. Необходимо выполнять работу правильно.
Главным преимуществом ручной полировки пластиковых фар является ее доступность и безопасность. Особенно, если в качестве полирующего средства используется зубная паста.
Зубная паста может использоваться для полировки фар, хотя этот способ требует много времени и усилий. Сильно поврежденную оптику она не восстановит, но поможет вернуть ей более-менее приличный вид. Для этого пасту наносят на мягкую ткань и полируют поверхность. Перед началом процесса фары необходимо тщательно вымыть и просушить, а в идеале – еще и обезжирить. Если зубная паста не дает желаемого результата, можно попробовать использовать пасту ГОИ.
Механическая полировка позволяет восстановить фары, находящиеся в более плачевном состоянии. Процесс начинается с тех же шагов: тщательной мойки и обезжиривания поверхности. Далее используется мелкозернистая наждачная бумага (1500-2000). В сложных случаях допустимо начать с более крупного зерна, но важно постепенно переходить к меньшему – так полировка пройдет аккуратнее и безопаснее для поверхности. После обработки фар наждачной бумагой (которую необходимо смачивать водой) потребуется использовать дрель или шлифовальную машинку. На полировальный круг наносится полироль (на рынке представлены специальные полироли для оптики, их выбор зависит от состояния фар и желаемого результата), после чего постепенно устраняется матовый слой лака, образовавшийся после обработки наждачной бумагой.
Важно учитывать следующие моменты: во-первых, нельзя работать дрелью на слишком высоких оборотах и сильно прижимать ее к пластику, так как это может привести к локальному перегреву и, как следствие, к необходимости замены фары. Поэтому лучше работать медленнее и аккуратнее. Во-вторых, необходимо защитить элементы кузова, прилегающие к фарам, с помощью малярного скотча. Для достижения наилучшего результата рекомендуется снять фары и полировать их отдельно.
Химическая полировка пластиковых фар – относительно новый, но быстро набирающий популярность метод, имеющий свои преимущества и недостатки.
Химическая полировка имеет ряд преимуществ по сравнению с механической. Например, она менее агрессивна и не повреждает лаковое покрытие фар. Однако с ее помощью не получится восстановить сильно поврежденные и пожелтевшие фары.
Принцип действия химической полировки заключается в воздействии горячих паров жидкости на основе дихлорэтана на верхний слой лака. Эти пары размягчают лак, позволяя ему заполнить мелкие дефекты на поверхности фары. Его стоит применять, если вы часто ездите по трассе на относительно новом автомобиле, и единственная проблема – это потертость оптики.
Иногда химическая полировка применяется как второй этап комбинированного метода. Сначала крупные дефекты устраняются с помощью наждачной бумаги, а затем пластик доводится до блеска не полировальной пастой, а химическим составом. Такой подход также позволяет добиться отличных результатов.
Самостоятельная химическая полировка может оказаться довольно трудоемким процессом. Во-первых, для ее проведения потребуется специальное оборудование для нагрева жидкости (например, чайник), и сама химическая жидкость. Эти компоненты можно приобрести через интернет, причем комплект для химической полировки стоит недорого, но самые дешевые наборы могут оказаться сомнительного качества. Во-вторых, невнимательное выполнение процедуры может привести к необратимому повреждению. Поэтому крайне важно перед началом работы тщательно изучить инструкцию. В-третьих, используемые химикаты являются довольно вредными веществами, поэтому работать следует либо на улице, либо в хорошо проветриваемом помещении.
Не следует забывать и об опасности химической полировки для кузова автомобиля. Поэтому рекомендуется либо снимать фары перед процедурой, либо, как минимум, надежно защищать металлические элементы кузова с помощью малярного скотча.
Что потом
Как уже упоминалось, основная причина помутнения фар кроется в повреждении защитного лакового слоя.
Существует несколько способов защиты отполированных фар:
- Уретановый автомобильный лак в аэрозольном баллончике. Это самый простой и доступный вариант, требующий минимум усилий. Его достаточно для обеспечения защиты.
- Акриловый однокомпонентный лак. Этот вариант также доступен, но менее устойчив на оптике из поликарбоната.
- Двухкомпонентный состав (лак + отвердитель). Данное покрытие отличается высокой прочностью и универсальностью, подходит для различных материалов. Именно этот вариант чаще всего используется в специализированных мастерских.
- Для тех, кто стремится к максимальной защите, существует возможность оклеить отполированные фары полиуретановой пленкой. Однако стоит учитывать, что согласно пункту 3.6 Приложения №8 Технического Регламента Таможенного союза, установка прозрачных или окрашенных пленок на оптические детали формально запрещена, что может стать причиной вопросов со стороны инспектора ГИБДД. На практике, однако, такая ситуация встречается редко, если речь не идет об агрессивной тонировке.
После химической полировки поверхности, при которой старый лак частично расплавляется и заполняет мелкие дефекты поверхности, дополнительное покрытие может не потребоваться. Тем не менее в специализированных мастерских часто предлагают оклеить фары пленкой, вероятно, как дополнительную услугу. Качественная бронепленка действительно может служить до трех-пяти лет, но риск возникновения вопросов у инспекторов ГИБДД остается. Следует отметить, что дорогая полиуретановая пленка обладает свойством полироваться, подобно лаку, что является привлекательным преимуществом для многих.
